ПОСОЛЬСТВО

НОВОСТИ ПОСОЛЬСТВА

Назад

Из ответов на вопросы в ходе брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 5 декабря 2018 года

image.png

Вопрос: 29 ноября Сахалинская областная Дума приняла обращение к Министру иностранных дел России с просьбой исключить территориальный вопрос из повестки дня обсуждения мирных договоренностей с Японией. 3 ноября Министр иностранных дел Японии заявил, что их  базовая позиция: заключение мирного договора после решения территориальной проблемы. МИД России неоднократно заявлял, что суверенитет России по Южным Курилам сомнению не подлежит. Из каких позиций исходит Россия на переговорах с Японией? Если суверенитет России над Южными Курилами сомнению не подлежит, то какие положения Советско-японской декларации 1956 г. взяты за основу переговорного процесса?

Ответ: Мы так объемно и часто комментируем и излагаем наш подход к переговорам с японскими коллегами, что любые вопросы и упреки относительно того, что российский подход неизвестен или не изложен, я принять не могу. Если Вы зайдете на сайт Министерства иностранных дел, посмотрите тексты наших брифингов, выступлений, ответов на вопросы СМИ, интервью Министра иностранных дел России, Вы увидите, что этой теме в последнее время уделяется повышенное внимание. Помимо всего прочего детально раскладываются те шаги, которые предпринимаются российской стороной.

Мы видели обращение из регионов, о котором Вы сказали. В силу действующего правового поля, организации работы нашего ведомства, принимаем во внимание подобное обращение как волеизъявление определенной группы граждан. Это могут быть частные лица, группы законодателей, представители политических партий, общественных движений. Для нас это тоже часть работы. Безусловно, их мнение не просто поступает в МИД, но и учитывается при работе. Они получают ответы. В данном случае ситуация будет аналогичной. На поступающие заявления по данной проблематике заявители получают ответы в индивидуальном порядке.

Что касается российского подхода, еще раз хотела бы сказать, что на сайте Министерства он целиком и полностью изложен. Хотела бы также обратить ваше внимание, что 14 ноября на встрече в Сингапуре Президент России В.В.Путин и Премьер-министр Японии С.Абэ договорились ускорить переговорный процесс на основе совместной декларации 1956 г. В послевоенный период данный документ служил договорно-правовой базой для выстраивания отношений между СССР, государством-продолжателем которого является Россия, и  Японией. Декларация была ратифицирована парламентами обеих стран и зарегистрирована в Секретариате ООН. Это к вопросу о том, что кому-то хочется дополнить переговорный процесс какими-то элементами или изъять их из него. В данном случае переговорный процесс опирается на имеющуюся правовую базу. Она сформирована, ратифицирована парламентами обеих стран, зарегистрирована в Секретариате ООН. В ней закрепляется юридический факт прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений между СССР и Японией.

Таким образом, отсылки к Декларации и  политическому диалогу с Японией обоснованы и естественны. Разумеется, российская сторона исходит из необходимости учета в рамках переговорного процесса всех имеющихся двусторонних документов и дипломатической переписки, включая памятные записки Правительства СССР  от 27 января и 24 февраля 1960 г. Вот дополнительный, очень краткий экскурс в эту проблематику. Но еще раз хочу сказать, что российская позиция в данном случае, несмотря на интенсивный диалог с японской стороной, основывается на очень солидном, правовом фундаменте. Эта позиция, которая формируется не стихийно, а на основе действующего законодательства.