ПОСОЛЬСТВО

НОВОСТИ ПОСОЛЬСТВА

Назад

Пресс-релиз Посольства России в Японии о ситуации вокруг ОЗХО

27 июня в Гааге завершилась созванная по инициативе ряда западных стран во главе с Великобританией специальная сессия Конференции государств-участников (КГУ) Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). В результате политических манипуляций, прямого подкупа ряда делегаций и откровенного шантажа Лондону, Вашингтону и другим псевдорадетелям за укрепление режима химконвенции удалось продавить свой одиозный проект решения, наделяющий Технический секретариат организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) не свойственными ему полномочиями по установлению виновных в применении химоружия в Сирии.

Более того - гендиректору Техсекретариата ОЗХО поручается представить на утверждение предстоящей в ноябре 2018 г. регулярной сессии Конференции предложения по учреждению аналогичного следственного механизма для оказания иным государствам-участникам Конвенции по их просьбе технического содействия в выявлении «исполнителей, организаторов и спонсоров» применения химикатов в качестве оружия в пределах соответствующей национальной территории.

Последствия навязанного странами запада решения КГУ. Для функционирования 03X0, целостности самой ОЗХО, да и для всей международной системы нераспространения ому могут оказаться весьма тяжелыми, возможно даже катастрофическими.

Это решение нелегитимно (111 государств с ним себя не ассоциировали). Оно грубо нарушает КЗХО, открыто посягает на исключительные прерогативы СБ ООН и несет угрозу сложившейся после Второй мировой войны системе с центральной ролью ООН и её Совета безопасности.

При принятии выдвинутого странами запада решения КГУ вышла за рамки своего мандата. Россия, стоявшая у истоков КЗХО, присоединившись к Конвенции, входила в совершенно другую организацию. Перед ОЗХО стояли чётко определённые задачи технического содействия национальным программам уничтожения химарсеналов. Конвенцией был определен устраивавший всех механизм внесения при необходимости поправок в конкретные аспекты её деятельности.

Предмет и цели КЗХО четко определены: воздержание от разработки, производства, приобретения, накопления, сохранения и применения химоружия, а также поощрения или побуждения кого-либо к деятельности подобного рода. В статье I Конвенции приведен исчерпывающий перечень методов реализации перечисленных обязательств. ОЗХО отведена сугубо прикладная роль по оказанию государствам-участникам технического и экспертного содействия в выполнении перечисленных задач и проведению верификационных процедур.

Таким образом, Химконвенция не содержит никаких положений, которые подразумевали бы возможность создания какого-либо специального механизма по установлению виновных в применении химического оружия. Наделение Техсекретариата ОЗХО подобными полномочиями без «вскрытия» текста Конвенции и внесения в неё поправок в порядке, предусмотренном статьей XV КЗХО, по определению невозможно. Всё это было нагло проигнорировано инициаторами наделения гендиректора Техсекретариата ОЗХО атрибутивными функциями. Более того, в соответствии с принятым теперь решением гендиректор Техсекретариата ОЗХО наделяется беспрецедентными и плохо поддающимися контролю полномочиями. Он станет фактически единолично (но, понятно, что у него при этом будут западные суфлёры) выносить решения о виновности или невиновности государств-членов ООН в применении ОМУ со всеми вытекающими последствиями. Никаких сдержек, противовесов и контроля со стороны государств-участников Конвенции не предусматривается.

Великобритания и солидаризировавшиеся с ней страны пошли на откровенный подлог, циничную подмену истинных целей и задач КЗХО. При этом лицемерно умалчивается, что одна из основных целей Конвенции - всеобъемлющее уничтожение химического оружия - так и не достигнута. Старательно скрывается, что нарушителем своих обязательств по Конвенции является как раз ведущая страна запада - США, остающаяся обладателем мощного арсенала отравляющих химвеществ и постоянно откладывающая сроки его уничтожения. Инициаторы принятого нелегитимного решения переключают внимание на совсем другую задачу - предвзятое с их стороны «определение виновных» в никем реально не доказанных химинцидентах.

Тезис наших оппонентов о «внушительной победе» западного лагеря на КГУ и «растущей изоляции» России на международной арене является абсолютно лживым. Западные страны во главе с США воспользовались специфической процедурой голосования на КГУ и фактически меньшинством 82 голосов из 193 государств-членов ОЗХО провели британский проект. Солидарно с нами голосовали Китай, Индия, ЮАР и другие страны (всего 24).

Что мы по-прежнему рассчитываем на самое тесное взаимодействие со здравомыслящими, проявляющими ответственный подход государствами- членами ОЗХО по использованию всех доступных возможностей, чтобы, оставаясь в рамках правового поля КЗХО, нивелировать негативные последствия злополучного решения, имплементация которого может превратить некогда самую успешную техническую организацию в области нераспространения в «цепного пса» (watchdog), действующего в интересах одного или небольшой группы государств. Призываем осознать всю опасность ситуации. Речь ведь идет не столько о Сирии - это просто «пробный шар» в обкатке еще одной технологии «легитимного» устранения потенциально неудобных для запада правительств. Как показала практика, в современных условиях для принятия жестких и беспрецедентных решений вплоть до осуществления военной агрессии бесспорных доказательств странам запада уже не надо, достаточно пары роликов в Интернете и заявления псевдоответственных лиц о «высокой степени вероятности». Призываем коллег серьезно задуматься над этим обстоятельством. Жертвой правовой вакханалии по западному сценарию может стать любое «непонравившееся» государство.

Нашу общую задачу видим теперь в совместных усилиях по выправлению крайне опасного крена в деятельности ОЗХО, зримо теряющей позиции и заслуженный авторитет.