ПОСОЛЬСТВО

НОВОСТИ ПОСОЛЬСТВА

Назад

Беларусь и Россия: на пути к общему будущему через единение народов

17 сентября Республика Беларусь отмечает новый праздник – День народного единства, учрежденный указом Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко от 7 июня 2021 г. Памятная дата приурочена к общему для Беларуси и России историческому событию – освобождению Западной Белоруссии Красной Армией 17 сентября 1939 г., в результате которого стало возможным воссоединение белорусского народа.

В последнее время вокруг даты 17 сентября, а также предшествовавших советско-германских договоренностей развернулись ожесточенные споры. Ряд западных, в первую очередь европейских, государств пытаются представить дело так, будто именно эти события стали триггером для развязывания Второй мировой войны и СССР якобы вступил в нее в сентябре 1939 г. на стороне гитлеровской Германии. Это, конечно, ложь. Хотелось бы напомнить о том, какой была обстановка в Европе перед началом этой самой страшной трагедии в истории человечества. 

В 1930-е гг. Советский Союз рассматривал нацистский режим в Берлине как главную угрозу и искал партнеров для выстраивания системы коллективной безопасности на европейском пространстве. Вместе с тем правительства западных стран, прежде всего Великобритании, Франции, а также Польши, всячески уклонялись от участия в предлагаемых СССР инициативах. Более того, в Москве не могли исключать и вариант совместного немецко-польского нападения, о вероятности которого свидетельствовали доминировавшие в Варшаве «мечты» о построении «Великой Польши от моря до моря».

Европейские страны фактически проводили т.н. «политику умиротворения» агрессора, которая выражалась в надежде через уступки для гитлеровской Германии не допустить войны в Европе. В частности, Великобритания и Франция позволили провести «аншлюс» Австрии. В результате подписанного в ночь с 29 на 30 сентября 1938 г. в Мюнхене договора Лондон и Париж одобрили передачу Германии Судетской области Чехословакии.

Польша приняла участие в оккупации чехословацких земель, захватив т.н. Тешинскую область, а также блокировала попытки Москвы оказать помощь Праге, отказавшись пропустить советские войска  через свою территорию и воздушное пространство.

 В конце 1938 – начале 1939 гг. ситуация изменилась. Отказавшаяся соглашаться на ультиматумы нацистского руководства Варшава обратилась за поддержкой к Лондону и Парижу и получила от них заверения в готовности выступить в защиту восточного соседа. Однако вскоре выяснилось: всерьез воевать с Германией за Польшу ни Великобритания, ни Франция не собирались.

В свою очередь Советский Союз, наблюдая за попытками европейцев договориться с нацистской Германией, всерьез опасался «коллаборационистских сюрпризов» от франко-британского дуэта: ведь в этом случае СССР мог бы остаться один на один с немецкой агрессией, да еще и в условиях вероятной войны на два фронта – ведь с апреля 1939 г. на Дальнем Востоке у реки Халхин-Гол шли столкновения между советскими и японскими войсками. В такой весьма непростой ситуации в Москве приняли предложение Берлина заключить Договор о ненападении от 23 августа 1939 г. с секретным приложением к нему – Протоколом о разграничении сфер интересов.

После нападения нацистов на Польшу советское руководство выжидало: если бы Великобритания и Франция, объявив войну Германии, стали вести ее по-настоящему, то СССР, конечно, не ввел бы войска в Западную Белоруссию и Западную Украину. Увы, история не знает сослагательного наклонения. Поэтому после того, как 12 сентября европейские союзники Варшавы решили не разворачивать полноценную кампанию по противодействию немецко-фашистской захватнической операции, когда все польское руководство бежало на границу с Румынией, готовясь туда перебраться (что и сделало вечером 17 сентября), а исход наступления был практически предрешен и Польша де-факто перестала существовать как независимое государство – только тогда, утром 17 сентября, Красная Армия пересекла границу. 

Конечно, с морально-этической точки зрения – и это неоднократно констатировал Президент России В.В.Путин – действия советского руководства, в том числе упомянутый Протокол, были, может быть, не безупречны (однако не в большей степени, чем и Мюнхенское соглашение и весь курс на «умиротворение агрессора»).

Вместе с тем в логике реальной политики решения  Москвы были обусловлены объективной необходимостью максимально «отодвинуть» от границ эвентуальные военные действия между СССР и Германией. Ни Договор о ненападении, ни приложенный к нему секретный дополнительный протокол не содержали статей о военном сотрудничестве и не обязывали вести боевые действия против третьих стран либо оказывать помощь в случае участия одной из них в вооруженном конфликте. Достигнутые договоренности между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни формально, ни фактически, хотя некоторые и стараются сегодня доказывать обратное.

В результате сентябрьского похода Красной армии произошло освобождение украинских и белорусских земель, их воссоединение в исторических границах, которые в настоящее время уже никто не оспаривает.

Историческая правда состоит еще и в том, что на занятой Польшей территории не прекращалось национально-освободительное движение. И подавляющее большинство белорусов воспринимало освобождение как акт восстановления справедливости. Вот что писал по этому поводу классик белорусской литературы Я.Колас: «Могучая Красная Армия перешла границу и за несколько дней освободила Западную Беларусь, принеся ей долгожданное избавление и свободу. Не было конца радости белорусского народа. С каким радушием и воодушевлением встречал он своих братьев, воинов Красной Армии! Это были незабываемые дни, это было счастливое возрождение народа, который почти двадцать лет жил в тяжелой панской неволе».

На освобождённой территории 22 октября 1939 г. были проведены выборы в Народное собрание Западной Беларуси, в которых приняли участие беспрецедентные 2672280 человек или 96,7 % от всех, имеющих право голоса. Народное собрание наряду с другими документами единогласно приняло декларацию о вхождении Западной Беларуси в состав БССР.

Воссоединение предотвратило угрозу полонизации и ассимиляции белорусов, способствовало консолидации белорусской нации, позволило провести социально-экономические и культурные преобразования в интересах большей части населения.

Беларусь стала территориально целостным государством, что явилось важнейшей предпосылкой для дальнейшего национально-государственного развития.

Тесно связанные общим прошлым современные Беларусь и Россия являются главными стратегическими союзниками. Наши страны объединяют многолетние традиции дружбы и взаимопомощи, культурная и духовная близость, обширные планы на будущее и, уверены, самые светлые перспективы.

Минск и Москва плодотворно взаимодействуют в рамках Союзного государства. За более чем 20 лет созданы условия для обеспечения равных прав граждан в областях социального обеспечения, доступа к образованию, медицинской помощи. Одним из значимых направлений интеграционной работы является реализация межгосударственных экономических, оборонных и социальных программ, проектов и мероприятий.

Высокой интенсивностью отличаются политические контакты на высшем и высоком уровнях. Всего с начала 2021 г. Президенты Беларуси и России провели уже пять раундов переговоров, председатели правительств – шесть.

Минск и Москва выступают со схожих или близких позиций по многим международным вопросам, сотрудничают в ООН, ОБСЕ и других организациях. Такая плотная координация приобрела особую актуальность на фоне массированного прессинга на Республику Беларусь после президентских выборов в августе 2020 г. Внешние силы попытались использовать итоги выборов для того, чтобы реализовать в Беларуси очередной сценарий «цветной революции». Цель очевидна: свергнуть действующее руководство и привести к власти подконтрольные Западу политические силы, «оторвать» Беларусь от России. Сегодня большинство белорусов выступает за стабильность и возможность спокойно жить и трудиться, а руководством страны принимаются необходимые шаги по консолидации общества и модернизации политического устройства страны, обсуждаются элементы предстоящей конституционной реформы.

Отмечаемый сегодня впервые в Беларуси День народного единства призван символизировать восстановление исторической справедливости.

Объединившись в единый политический, географический, культурный и экономический субъект, белорусы вернули себе утраченную возможность жить и развиваться в рамках национального государства, выстояли в годы Второй мировой войны и после Великой Победы над нацизмом стали одним из учредителей Организации Объединенных Наций.

Беларусь динамично развивается, создаются комфортные условия для жизни и труда, укрепляется обороноспособность. Белорусские патриоты стойко и мужественно отстаивают национальные интересы во всех уголках мира, а также бережно хранят общую память о тех, кто защищал родную землю от захватчиков.

Важнейшее значение на пути к дальнейшей интеграции Беларуси и России имеют принятые по итогам переговоров президентов 9 сентября 2021 г. в Москве и заседания Совета Министров Союзного государства 10 сентября 2021 г. в Минске прорывные договоренности. Успешная их реализация позволит придать новый импульс социально-экономическому развитию обеих стран на пути к лучшему для белорусов и россиян будущему.

Посол Республики Беларусь

в Японии

Руслан Есин

Посол Российской Федерации

 в Японии

Михаил Галузин

 

17 сентября 2021 г.

Токио